Речевая
готовность к обучению в общеобразовательной школе
В возрасте (около) 6 лет завершается
дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является
готовность к систематическому обучению.
Звукопроизношение.
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет
по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке
речи.
Фонематический слух.
Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и
близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и
мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует
чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского
педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из
звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков –
вот главные основания правописания».
Формирование навыков звукового анализа.
Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их
из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо
отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не
сформироваться.
Словарный запас. Словарь
дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету,
тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным
речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень
осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и
ограничивается бытовой тематикой.
Грамматический строй.
Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в
употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы
спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие
речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в
речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь.
На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и
сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по
картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о
просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
|