Вторник, 16.04.2024, 23:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога Бехелевой А.Н.

Для родителей будущих первоклассников

Советы логопеда для родителей ребенка,

поступающего в первый класс ОО школы:

 

1.      Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому при общении (занятиях с ребенком) следите за своей речью. Говорите четко,  не торопясь.  Непонятные для ребенка слова обязательно объясните.

2.      Выучите с ребенком стихотворение:

«Кто хочет разговаривать,

 тот должен выговаривать

все правильно и внятно,

что б было всем понятно!».

Напоминайте это стихотворение, если ребенок говорит торопливо, сбивчиво.

3.      Для речевых занятий, игр используйте речевой материал, посильный для ребенка, но всегда дающий что-нибудь новое, обогащающий его словарь и грамматику.

4.      Своевременно устраняйте ошибки и неточности в речи ребенка, но делайте это тактично.

5.      Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

6.      Стимулируйте речевую активность ребенка: полезно развивать речевые навыки в свободном общении  с ребенком, в творческих играх.





 Оп

                 


Проверьте, как ваш ребенок выполняет задания, которые включены в обследование речевого развития учеников 1 класса (сентябрь)

определение места звука в слове

первый звук в слове крыша

последний звук в слове стакан

количества звуков в слове?

Рак

парк

сумка

Составление предложений из слов в начальной форме.

мальчик, открывать, дверь

девочка, читать, книжка

доктор, лечить, дети

рисовать, карандаш, девочка

в, сад, расти, вишня

Добавление предлогов в предложение

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Чайка летит … водой.

Птенец выпал … гнезда.

Деревья шумят … ветра.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

один стол, а много – это …

стул - …

окно - …

звезда - …

ухо - …

стол, а много чего? - …

стул - …

окно - …

звезда - …

ухо - …

 Назови детёнышей животных:

У кошки – котята, а у …

козы - …

волка - …

утки - …

лисы - …

льва - …

собаки - …

курицы - …

свиньи - …

коровы - …

овцы

 

Образование существительных в уменьшительной форме

стол

стул

дом

снег

дерево

Образование прилагательных от существительных

А) Относительных:

шляпка из соломы –

кисель из клюквы –

горка изо льда –

варенье из черники –

лист дуба –

лист клёна –

лист осины –

шишка ели –

Б) Качественных:

Лису за хитрость называют хитрой, а

волка за жадность –

зайца за трусость –

медведя за силу –

льва за смелость –

Если днём жара, то день – жаркий, а если ...

мороз

солнце

снег

дождь

ветер

холод

В) Притяжательных:

У собаки лапа собачья, а у …

кошки

медведя

волка

льва

лисы зайца

белки

гнездо орла

клюв птицы

ружьё охотника

 

Как ребенок пересказывает прослушанный текст.

передача смысла

сохранение важных деталей

подробности


Речевые игры с дошкольником

« Вспомни случай»: Вспомните событие, в котором вы вместе недавно  участвовали, по очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

«Играем в актеров»: Можно один и тот же детский стишок сначала прочитать обычным голосом, потом басом и тоненьким голоском, очень быстро и очень медленно. Изменив интонацию, можно представить его как страшную историю.

«Путешествие»: Отправляясь по ежедневному маршруту, представьте, что вы отправляетесь в путешествие. Обсудите с ребенком, на каком виде транспорта вы будете путешествовать, кого встретите в пути, что увидите обычное и необычное.

«Чем заняться?»: В ситуации, когда приходится ждать (очередь, транспорт), ребенок скучает и чувствует себя некомфортно. Попробуйте включить воображение и поиграть с ребенком, нарисовав на пальчиках рожицы: веселую, грустную, удивленную . Можно нарисовать их на разных руках, дать им имена и разыгрывать с ними  сценки, петь песенки. Если у вас окажется печатное издание, можно выбрать картинку с изображением человека или животного и сочинять историю про него. Задавайте вопросы: где он живет? Что умеет делать? Что любит или не любит? В какие игры играет?

«Истории из жизни»: Дети любят слушать рассказы о том, что было, когда они были совсем маленькими или, когда их еще не было. Можно рассказывать эти истории перед сном, на кухне, по дороге в детский садик. Потом попросите ребенка пересказать вашу историю папе, бабушке, дедушке.

«Корреспондент»: Приготовьте микрофон (можно представить вместо него любой предмет), дайте его «журналисту» и попросить взять интервью у окружающих. Для начала подскажите, какие вопросы можно задавать. Например: «Что ты любил в детстве? Куда хотел бы поехать?»

«Чем закончилось?»: Один из способов развития речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть мультфильм, а потом «вспомните» о делах. Позже попросите ребенка рассказать вам о том, что происходило дальше.

 

Работать над темпом речи, дикцией, интонационной выразительностью помогут потешки, пословицы, скороговорки. Сначала взрослый четко и выразительно произносит скороговорку. Ребенок ее повторяет медленно, с подсказкой. Затем в процессе многократного повторения происходит совершенствование произнесения. Для развития темпа речи скороговорка произносится медленно, умеренно, быстро. Для упражнения в изменении силы голоса – тихо, шепотом, громче, громко.

 




Поиск
Архив записей