Суббота, 04.05.2024, 02:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога Бехелевой А.Н.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Направления профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи.

Логопедическая работа  по профилактике дисграфии  ведется по следующим направлениям:

1.     Развитие языкового анализа и синтеза.

2.     Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

3.     Развитие слогового анализа и синтеза.

4.     Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) в том числе букв.

5.     Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

6.     Формирование пространственного восприятия и представлений.

7.     Развитие зрительного анализа и синтеза.

8.     Формирование речевых обозначений  зрительно-пространственных

отношений.

9.     Выработка и автоматизация двигательных стереотипов букв (элементов букв и смешиваемых букв).

10. Дифференциация смешиваемых букв:

-работа с буквой изолировано,

- дифференциация в слогах,

- в словах,

- в предложениях,

- в текстах.

 

Сформированность  зрительно-пространственных представлений – одна из важнейших предпосылок  успешного  усвоения письменной речи.

Потому большое значение в профилактической работе имеет направление развития зрительно-пространственных отношений. Вследствие ограничения временных  рамок расскажем лишь о некоторых направлениях в логопедической  работе по формированию  зрительно-пространственных представлений, по выработке автоматизации двигательных стереотипов букв. 

 

 

Рассмотрим  работу по  развитию  зрительного восприятия и узнавания (зрительного  гнозиса).

  На этом этапе  мы   используем  следующие  виды работ:

1.     Называние и узнавание предметов по контурам.

Контуры предметов можно использовать как нарисованные, так и объёмные (например,  «волшебный мешочек», внутри которого геометрические фигурки). Можно задавать формы из  любого пластичного материала, а ребенок должен ощупать и  отгадать, что это: кружок, треугольник, ёлочка и т. д.

 Задания типа «найди все треугольники» в (наложенных фигурах);  «найди пару фигуре»;    назови предметы (из наложенных контуров);   «найди отличия».

 1.     Узнавание и называние недорисованных элементов предметов.

Используем  готовые изображения предметов  с недорисованными  элементами, а также предлагаем  детям самим изобразить предметы (простые в изображении: мебель, посуду и т. д.),  у  которых будет недоставать какой-то части. Ребятам нравится создавать такие «загадки» для других.1.     Узнавание и называние зашумленных изображений  и   букв.

При этом виде работы  чаще используем  готовые изображения (см. список литературы).  Кроме того берем  листы ненужных книг, газет, журналов и  произвольной линией (пунктир, волна и т. д.) наносим  изображение предмета, букву  или короткое слово.  Ученик  должен найти и обвести (или перенести в свою тетрадь)  этот предмет, букву или  слово

1.     Распределение и классификация  предметов по величине и форме.

Для выполнения  таких заданий  можно использовать хорошо знакомые персонажи сказок, мультфильмов и т. д. Например,  мы просим ребенка назвать, кто из зверей был самым большим в сказке «Колобок»,  кто самым маленьким и  т. д. Попросим ребенка схематично изобразить предметы из сказки «Три медведя»:  тарелки, из которых Машенька пробовала кашу (большая, средняя, маленькая) – рисуем  круги соответствующих  размеров; стулья, на которые она садилась – квадраты  соответствующих размеров; кровати, на которые  она  ложилась - прямоугольники соответствующих размеров.

К  м.ф. «Ну погоди» предлагаем  нарисовать препятствия для волка сначала маленькие, затем больше, больше и больше. Препятствия располагаем в линию по строке. Задаем  форму препятствий: квадратный  (или прямоугольный) забор, круглые чурки дров и т. д.

 

Работа по формированию речевых обозначений  зрительно-пространственных отношений. 

1.                     На начальном этапе нам нравится работать по знакомым для детей сказкам.  Используем  несколько наборов русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Три медведя».  Фигурки персонажей мы можем расставить в соответствии с текстом и озвучивать положение героев в пространстве,  по отношению друг  к  другу и т. д. Например, знаменитая «Репка».  Предлагаем  детям  задания  типа: « кто стоит справа  (до,  после, слева, между и т. д.) от  заданного персонажа». Мы не ограничиваемся тестом сказок и создаем задания вместе с детьми.  Часто  ученики (под соответствующим контролем) составляют задания друг другу. Таким образом, создается ситуация, в которой ребенку интересно заниматься.

На собственном опыте убедились в необходимости использования принципа «От простого к  сложному». Ученики  с нарушением зрительно-пространственных представлений  испытывали большие затруднения при  выполнении  заданий  типа «выдели букву, которая стоит до  заданной (между заданными  и т. д.)».  После игр-заданий  со сказками  такие задания выполнялась детьми гораздо быстрее и качественнее.

2.                     Набор пластмассовых геометрических фигур разного цвета использую для выполнения заданий типа: «расположите большой синий квадрат в центре листа, слева от него расположите зеленый треугольник и т. д. Затем композицию нужно запомнить, сломать,  изобразить на листе, рассказать о расположении фигур.  На каждом последующем  занятии  задания усложняются.

 

3.                     Задание ( в  тетради)  с предъявлением исходного образца:  «выполни правильно»:

1 вариант:  (на доске изображена лужица)  

« Нарисуй в тетрадь похожую лужицу,  теперь  нарисуй жука  (или любую геометрическую фигуру)  в верхней части лужицы».

Составляем предложение: «Жук упал в лужу.  Жук  лежит в луже».

2 вариант:  (на доске изображена недорисованная  лужица и жук): «Нарисуй в тетрадь похожую лужицу и жука,  теперь  дорисуй лужицу так, чтобы  жук  не попал в нее». Составляем предложение: «Жук сидит около  лужи.  Жук  сидит рядом с  лужей».

 

Выработка и автоматизация двигательных стереотипов (элементов букв и смешиваемых букв)

Представленные задания применяются при  работе над буквой,  а также при дифференциации  смешиваемых букв.

1. Ребенку предъявляется карточка  с элементом  строчных букв. Задание  « Запиши как можно больше  букв, содержащих этот элемент».

2.Выбери  из данных элементов только те, которые позволят тебе собрать две буквы, например, «п, т» (ребенку выдаются элементы строчных букв, вырезанных из картона, в том числе элементы «п-т»).  Собери буквы  из выбранных тобою элементов  (должно получиться 2 буквы).

3.Выбери  из данных элементов строчных  букв те, которыми  мы   заканчиваем написание букв  (д-у, а-и)  


 

Категория: Мои статьи | Добавил: alex (03.11.2013)
Просмотров: 2017 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск