испытывающими трудности в
овладении навыками письма.
1. Перед выполнением любых домашних заданий проводим комплекс упражнений, направленных на развитие межполушарных взаимодействий.
- «колечко» : поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в направлении к мизинцу и обратно. Сначала на одной руке, затем на обеих одновременно.
- «кулак- ладонь-ребро». Сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. Выполняется на поверхности стола .
- «домик»»: соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами прав. руки с усилием
нажмите на пальцы лев., затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно
- «лезгинка»: левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.
После этого одновременно смените положение правой и левой рук. повторите 6-8 раз.
- «ухо- нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»
- «змейка»- скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте определённым пальцем ( например, правым указательным) Палец должен двигаться точно и чётко.
2. Учим анализировать слова , сначала простые по составу ( типа «дом») , затем более сложные ( «шуба», «котик», «гном», «доски» , «персик», и т. д. ). Вопросы, по которым должны анализироваться слова, приведены ниже в таблице. Задание выполняется на слух. Ребёнок не должен видеть написание слова. Может выполняться устно, в непринуждённой обстановке ( по дороге в школу, домой и т. д. )
2.АНАЛИЗ слов |
|
какой первый звук |
/ р / |
какой послед. звук |
/ а / |
выдели гласные буквы значит сколько слогов |
а,е,а |
выдели согласные звуки |
/р/, /к*/, /т/, /к/ |
назови твёрдые согласные |
/р/, /т/, /к/ |
назови мягкие согласные |
/к*/ |
выдели ударный гласный |
е |
выдели ударный слог |
кет |
какой звук ДО звука /э/ |
/к*/ |
какой звук между /т/ и /а/ |
/к/ |
какой по счёту звук /т/ |
5 |
разбей слово на слоги |
ра-кет-ка |
Ещё виды работ по развитию звукового и слогового анализа:
--из вторых (третьих, первых) звуков слов составь слог ( крем-аист=ри)
-прочитай слог наоборот ( на слух) про- орп
- придумай слово из 5 звуков и т. д.
-придумай слово так, чтобы звук «С*» стоял на 3 месте ( посёлок) и т. д.
3.Развиваем звуковой синтез.
- отгадай слово по звукам: /к,л*, э,т,к,а/ = клетка
-загадай мне слово по звукам.