Для родителей будущих первоклассников
Советы логопеда для родителей ребенка,
поступающего в первый класс ОО школы:
1. Ребенок
овладевает речью по подражанию, поэтому при общении (занятиях с ребенком)
следите за своей речью. Говорите четко, не
торопясь. Непонятные для ребенка слова
обязательно объясните.
2. Выучите с ребенком
стихотворение:
«Кто хочет разговаривать,
тот должен
выговаривать
все правильно и внятно,
что б было всем понятно!».
Напоминайте это стихотворение, если ребенок говорит
торопливо, сбивчиво.
3. Для речевых
занятий, игр используйте речевой материал, посильный для ребенка, но всегда
дающий что-нибудь новое, обогащающий его словарь и грамматику.
4. Своевременно
устраняйте ошибки и неточности в речи ребенка, но делайте это тактично.
5. Не оставляйте
без ответа вопросы ребенка.
6. Стимулируйте
речевую активность ребенка: полезно развивать речевые навыки в свободном
общении с ребенком, в творческих играх.
Оп
Проверьте, как ваш ребенок выполняет задания, которые включены в обследование речевого развития учеников 1 класса (сентябрь) определение места звука в слове
первый звук в слове крыша
последний звук в слове стакан
количества звуков
в слове?
Рак
парк
сумка
Составление
предложений из слов в начальной форме.
мальчик, открывать, дверь
девочка, читать, книжка
доктор, лечить, дети
рисовать, карандаш, девочка
в, сад, расти, вишня
Добавление
предлогов в предложение
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывёт … озеру.
Чайка летит … водой.
Птенец выпал … гнезда.
Деревья шумят … ветра.
Образование
существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
один стол, а много – это …
стул - …
окно - …
звезда - …
ухо - …
стол, а много чего? - …
стул - …
окно - …
звезда - …
ухо - …
Назови детёнышей животных:
У кошки – котята, а у …
козы - …
волка - …
утки - …
лисы - …
льва - …
собаки - …
курицы - …
свиньи - …
коровы - …
овцы
Образование
существительных в уменьшительной форме
стол
стул
дом
снег
дерево
Образование
прилагательных от существительных
А) Относительных:
шляпка из соломы –
кисель из клюквы –
горка изо льда –
варенье из черники –
лист дуба –
лист клёна –
лист осины –
шишка ели –
Б) Качественных:
Лису за хитрость называют хитрой, а
волка за жадность –
зайца за трусость –
медведя за силу –
льва за смелость –
Если днём жара, то день – жаркий, а если ...
мороз
солнце
снег
дождь
ветер
холод
В) Притяжательных:
У собаки лапа собачья, а у …
кошки
медведя
волка
льва
лисы зайца
белки
гнездо орла
клюв птицы
ружьё охотника
Как ребенок пересказывает прослушанный
текст.
передача смысла
сохранение важных деталей
подробности
Речевые игры
с дошкольником « Вспомни случай»: Вспомните событие, в котором вы вместе недавно участвовали, по очереди рассказывайте друг
другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей. «Играем в актеров»: Можно один и тот же детский стишок сначала прочитать
обычным голосом, потом басом и тоненьким голоском, очень быстро и очень
медленно. Изменив интонацию, можно представить его как страшную историю. «Путешествие»: Отправляясь по ежедневному маршруту, представьте, что
вы отправляетесь в путешествие. Обсудите с ребенком, на каком виде транспорта
вы будете путешествовать, кого встретите в пути, что увидите обычное и
необычное. «Чем заняться?»: В ситуации, когда приходится ждать (очередь,
транспорт), ребенок скучает и чувствует себя некомфортно. Попробуйте включить
воображение и поиграть с ребенком, нарисовав на пальчиках рожицы: веселую,
грустную, удивленную . Можно нарисовать их на разных руках, дать им имена и
разыгрывать с ними сценки, петь песенки.
Если у вас окажется печатное издание, можно выбрать картинку с изображением
человека или животного и сочинять историю про него. Задавайте вопросы: где он
живет? Что умеет делать? Что любит или не любит? В какие игры играет? «Истории из жизни»: Дети любят слушать рассказы о том, что было, когда они
были совсем маленькими или, когда их еще не было. Можно рассказывать эти
истории перед сном, на кухне, по дороге в детский садик. Потом попросите
ребенка пересказать вашу историю папе, бабушке, дедушке. «Корреспондент»: Приготовьте микрофон (можно представить вместо него
любой предмет), дайте его «журналисту» и попросить взять интервью у окружающих.
Для начала подскажите, какие вопросы можно задавать. Например: «Что ты любил в
детстве? Куда хотел бы поехать?» «Чем закончилось?»: Один из способов развития речи может стать просмотр
мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть мультфильм, а потом
«вспомните» о делах. Позже попросите ребенка рассказать вам о том, что
происходило дальше. Работать над темпом речи, дикцией, интонационной
выразительностью помогут потешки,
пословицы, скороговорки. Сначала взрослый четко и выразительно произносит
скороговорку. Ребенок ее повторяет медленно, с подсказкой. Затем в процессе
многократного повторения происходит совершенствование произнесения. Для
развития темпа речи скороговорка произносится медленно, умеренно, быстро. Для
упражнения в изменении силы голоса – тихо, шепотом, громче, громко.
|