Суббота, 27.04.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога Бехелевой А.Н.

Деятельность логопеда

Диагностика дислексий и дисграфий.

   Синдромы дислексии и дисграфии - явления, возникающие на пересечении биолого – психологических и социокультурных закономерностей, поэтому их диагностика должна включать широкий ассортимент клинико – психологических и психолого – педагогических методик. В процессе обследования должны принимать участие, по крайней мере, три специалиста: психиатр, психолог, логопед.

 

Основные задачи диагностики

1.      Уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма.

2.      Диагностика интеллекта.

Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.

3.      Анализ психопатологической картины, и особенно двух её аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. 

Массивность резидуально- органической симптоматики существенно влияет на прогноз и определяет выбор коррекционного воздействия.

   При дислексии и дисграфии состояние навыков письма и чтения слабо согласуются с уровнем интеллектуального развития. Для того, чтобы выявить эту диспропорцию, необходимо оценить состояние интеллекта. Кроме того, уровень интеллектуальных способностей необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы и определении типа образовательного учреждения. Наконец прогноз результата коррекционной работы тоже в немалой степени зависит от познавательной активности ребенка.


Дисграфические ошибки- это ошибки, не связанные с усвоением орфографических правил.

 Основные виды дисграфических ошибок:

   а)- пропуски букв  и слогов

   б)- перестановки букв и слогов

   в)- недописывание букв и слогов

   г)- наращивание слов лишними буквами и слогами

   д)- искажение слов

   е)- слитное написание слов и их произвольное деление

  ж)- нарушение смягчения согл  ( «смали» вместо «смяли», «кон» вместо «конь»)

   з)- замены одной буквы на другую по акустическому сходству («панка» вместо «банка», «тёльпан»    

     вместо «тюльпан»)

   и)-замены букв по кинестетическому сходству:  написав первый элемент,

     ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.


Логопедическая работа ведется по следующим направлениям:

- развитие моторики пальцев рук;

- развитие  слухового и фонетического восприятия;

- формирование звукового и слогового анализа и синтеза;

- коррекция звукопроизношения (для детей с нарушением звукопроизношения);

- дифференциация фонем, близких по звучанию;

- дифференциация оптически и кинетически сходных букв;

- развитие  и  обогащение лексического запаса учащихся;

- формирование грамматического  строя речи;

- развитие связной речи.





Направления профилактической работы

по предупреждению нарушений письменной речи.

 

Актуальность разработки темы.

 

У некоторой части  учеников 1-х классов на начальных этапах обучения письменной речи наблюдаются трудности усвоения письменной речи. В результате логопедического обследования у данной категории обучающихся выявляется нарушение языкового анализа  синтеза, зрительно-пространственных представлений, нарушение развития ВПФ (внимания, памяти и др.)  В связи с этим возникает необходимость профилактической (коррекционной) логопедической работы с этими учениками.

Логопедическая работа  по профилактике дисграфии  ведется по следующим направлениям:

1.     Развитие языкового анализа и синтеза.

2.     Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

3.     Развитие слогового анализа и синтеза.

4.     Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) в том числе букв.

5.     Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

6.     Формирование пространственного восприятия и представлений.

7.     Развитие зрительного анализа и синтеза.

8.     Формирование речевых обозначений  зрительно-пространственных

отношений.

9.     Выработка и автоматизация двигательных стереотипов букв (элементов букв и смешиваемых букв).

10. Дифференциация смешиваемых букв:

-работа с буквой изолировано,

- дифференциация в слогах,

- в словах,

- в предложениях,

- в текстах.

 


Поиск
Архив записей