Деятельность логопеда
Диагностика дислексий и
дисграфий.
Синдромы дислексии
и дисграфии - явления, возникающие на пересечении биолого – психологических и
социокультурных закономерностей, поэтому их диагностика должна включать широкий
ассортимент клинико – психологических и психолого – педагогических методик. В
процессе обследования должны принимать участие, по крайней мере, три
специалиста: психиатр, психолог, логопед.
Основные задачи диагностики
1. Уточнение
характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма.
2. Диагностика
интеллекта.
Исследование устной речи, основных языковых средств
и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.
3. Анализ
психопатологической картины, и особенно двух её аспектов: выраженности
психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Массивность резидуально- органической симптоматики
существенно влияет на прогноз и определяет выбор коррекционного воздействия.
При дислексии и
дисграфии состояние навыков письма и чтения слабо согласуются с уровнем
интеллектуального развития. Для того, чтобы выявить эту диспропорцию,
необходимо оценить состояние интеллекта. Кроме того, уровень интеллектуальных
способностей необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной
работы и определении типа образовательного учреждения. Наконец прогноз
результата коррекционной работы тоже в немалой степени зависит от
познавательной активности ребенка.
Дисграфические ошибки- это ошибки, не связанные с усвоением
орфографических правил. Основные виды дисграфических ошибок:
а)- пропуски
букв и слогов
б)- перестановки
букв и слогов
в)- недописывание
букв и слогов
г)- наращивание
слов лишними буквами и слогами
д)- искажение слов
е)- слитное написание слов и их произвольное
деление
ж)- нарушение смягчения согл ( «смали» вместо «смяли», «кон» вместо
«конь»)
з)- замены одной
буквы на другую по акустическому сходству («панка» вместо «банка»,
«тёльпан»
вместо «тюльпан»)
и)-замены букв по
кинестетическому сходству: написав первый элемент,
ребёнок не сумел
далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.
Логопедическая работа
ведется по следующим направлениям:
- развитие моторики пальцев рук;
- развитие слухового и фонетического восприятия;
- формирование звукового и слогового
анализа и синтеза;
- коррекция звукопроизношения (для
детей с нарушением звукопроизношения);
- дифференциация фонем, близких по
звучанию;
-
дифференциация оптически и кинетически сходных букв;
-
развитие и обогащение лексического запаса учащихся;
-
формирование грамматического строя речи;
-
развитие связной речи.
Направления
профилактической работы по
предупреждению нарушений письменной речи. Актуальность
разработки темы. У некоторой части учеников 1-х классов на начальных этапах
обучения письменной речи наблюдаются трудности усвоения письменной речи. В результате
логопедического обследования у данной категории обучающихся выявляется
нарушение языкового анализа синтеза, зрительно-пространственных представлений,
нарушение развития ВПФ (внимания, памяти и др.) В связи с этим возникает необходимость профилактической
(коррекционной) логопедической работы с этими учениками. Логопедическая работа по профилактике дисграфии ведется по следующим направлениям: 1.
Развитие
языкового анализа и синтеза. 2.
Развитие звуко-буквенного
анализа и синтеза. 3.
Развитие
слогового анализа и синтеза. 4.
Развитие
зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) в том числе букв. 5.
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. 6.
Формирование
пространственного восприятия и представлений. 7.
Развитие
зрительного анализа и синтеза. 8.
Формирование
речевых обозначений
зрительно-пространственных отношений.
9.
Выработка
и автоматизация двигательных стереотипов букв (элементов букв и смешиваемых
букв). 10.
Дифференциация смешиваемых букв: -работа
с буквой изолировано, -
дифференциация в слогах, -
в словах, -
в предложениях, -
в текстах.
|