Диагностика дислексий и дисграфий.
Синдромы дислексии и дисграфии - явления, возникающие на пересечении биолого – психологических и социокультурных закономерностей, поэтому их диагностика должна включать широкий ассортимент клинико – психологических и психолого – педагогических методик. В процессе обследования должны принимать участие, по крайней мере, три специалиста: психиатр, психолог, логопед.
Основные задачи диагностики
1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма.
2. Диагностика интеллекта.
Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.
3. Анализ психопатологической картины, и особенно двух её аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Массивность резидуально- органической симптоматики существенно влияет на прогноз и определяет выбор коррекционного воздействия.
При дислексии и дисграфии состояние навыков письма и чтения слабо согласуются с уровнем интеллектуального развития. Для того, чтобы выявить эту диспропорцию, необходимо оценить состояние интеллекта. Кроме того, уровень интеллектуальных способностей необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы и определении типа образовательного учреждения. Наконец прогноз результата коррекционной работы тоже в немалой степени зависит от познавательной активности ребенка.
Дисграфические ошибки- это ошибки, не связанные с усвоением орфографических правил.
Основные виды дисграфических ошибок:
а)- пропуски букв и слогов
б)- перестановки букв и слогов
в)- недописывание букв и слогов
г)- наращивание слов лишними буквами и слогами
д)- искажение слов
е)- слитное написание слов и их произвольное деление
ж)- нарушение смягчения согл ( «смали» вместо «смяли», «кон» вместо «конь»)
з)- замены одной буквы на другую по акустическому сходству («панка» вместо «банка», «тёльпан»
вместо «тюльпан»)
и)-замены букв по кинестетическому сходству: написав первый элемент,
ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.
Логопедическая работа ведется по следующим направлениям:
- развитие моторики пальцев рук;
- развитие слухового и фонетического восприятия;
- формирование звукового и слогового анализа и синтеза;
- коррекция звукопроизношения (для детей с нарушением звукопроизношения);
- дифференциация фонем, близких по звучанию;
- дифференциация оптически и кинетически сходных букв;
- развитие и обогащение лексического запаса учащихся;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Направления
профилактической работы
по
предупреждению нарушений письменной речи.
Актуальность
разработки темы.
У некоторой части учеников 1-х классов на начальных этапах
обучения письменной речи наблюдаются трудности усвоения письменной речи. В результате
логопедического обследования у данной категории обучающихся выявляется
нарушение языкового анализа синтеза, зрительно-пространственных представлений,
нарушение развития ВПФ (внимания, памяти и др.) В связи с этим возникает необходимость профилактической
(коррекционной) логопедической работы с этими учениками.
Логопедическая работа по профилактике дисграфии ведется по следующим направлениям:
1.
Развитие
языкового анализа и синтеза.
2.
Развитие звуко-буквенного
анализа и синтеза.
3.
Развитие
слогового анализа и синтеза.
4.
Развитие
зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) в том числе букв.
5.
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти.
6.
Формирование
пространственного восприятия и представлений.
7.
Развитие
зрительного анализа и синтеза.
8.
Формирование
речевых обозначений
зрительно-пространственных
отношений.
9.
Выработка
и автоматизация двигательных стереотипов букв (элементов букв и смешиваемых
букв).
10.
Дифференциация смешиваемых букв:
-работа
с буквой изолировано,
-
дифференциация в слогах,
-
в словах,
-
в предложениях,
-
в текстах.